|
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
Михаил Охочинский
ЧРЕЗВЫЧАЙНО УДОБНЫЕ ТРЕЩОТКИ
"...Джон поднял "Хеклер" к плечу, тщательно прицелился поверх оружейных вспышек и нажал на спуск. "Джип" завилял, сорвался с пирса и, перевернувшись, упал в воду..."
Артур Кларри "Коммандо"
"...Он медленно поднял автомат, направил мушку на переднем срезе ствола так, что она оказалась в середине щели ближней части прицела, убедился, что отчетливо видит белый кружок на фоне черной округлости, представляющей собой затылок человеческой головы, которая больше не принадлежала человеку, - это была всего лишь цель. И Чавез мягко нажал на спусковой крючок..."
Том Клэнси "Реальная угроза"
Говорят, журналист, писатель и бывший разведчик Ян Флеминг проснулся знаменитым после того, как президент США Джон Ф.Кеннеди на вопрос журналиста о его любимом писателе назвал фамилию создателя Джеймса Бонда. Когда тридцать с небольшим лет спустя очередного американского президента, Била Клинтона, спросили, как он предпочитает проводить свободное время, последовал ответ: "Люблю читать Тома Клэнси". Но на сей раз и без президентской помощи писатель Том Клэнси, автор романов "Игры патриотов". "Все страхи мира", "Без жалости", уже был весьма популярен и знаменит.
Может ли человек, никогда даже близко не стоявший к элитарному сообществу дипломатов и разведчиков, создать достоверную картину закулисной политической кухни, показать атмосферу, в которой принимаются те самые решения, от которых зависит судьба всего мира, грамотно описать специальную операцию, проводимую асами разведывательных служб? Как ни странно, ответ положительный - пока ни один из профессионалов не нашел у Клэнси серьезных ошибок, а простые американцы буквально "заглатывали" его многостраничные романы с неторопливым развитием действия.
Российский читатель, впервые услышавший о Клэнси после выхода на американский экран достаточно среднего боевика "Охота за 'Красным Октябрем'", снятого по одноименному роману и запомнившегося разве что исполнителем главной роли - Шоном Коннери, первым и лучшим Джеймсом Бондом кинематографа, сегодня знаком почти со всем творчеством писателя. Его главные романы переведены на русский язык, вышли тиражом, почти предельным для современного российского книжного рынка, и пользуются устойчивым читательским спросом.
На наш взгляд, такой успех связан с тремя особенностями творчества Клэнси. Во-первых, это обстоятельность изложения. События, происходящие в романах, как бы быстро они не развивались, описываются автором подробно, с мельчайшими деталями и нюансами. Возможно, этим Клэнси напоминает уже подробно цитированного нами в предыдущей главе Виктора О'Райли, но в данном случае не возникает ощущения, что автор перед написанием романа долго и упорно штудировал справочники. А темы, о которых идет речь, весьма разнообразны - от глазной хирургии до особенностей штурмовых винтовок, от систем кодирования служебных документов до гидроаккустического оборудования подводных лодок... Мы особенно внимательно вчитывались в страницы романа "Кремлевский кардинал", часть действия которого происходит в Советском Союзе времен перестройки, но не смогли поймать автора на "развесистой клюкве" - так, мелкие, вполне простительные неточности.
Можно добавить, что Ф.Форсайт, сам знаменитый писатель-детективщик, в романе "Кулак аллаха" говорит о Томе Клэнси как о крупнейшем эксперте по оружию стран НАТО и "развалившегося Варшавского Договора".
Второй особенностью, приносящей Клэнси успех, является его уважение и пристальное внимание к своим персонажам. Они все ему по своему дороги - и главные герои, переходящие из романа в роман, и персонажи, появляющиеся один лишь раз на пару страниц. Поэтому большинство действующих лиц в романах Клэнси - исключительно интересные, обаятельные люди, вне зависимости, на чьей они стороне, герои это или их противники (заметим в скобках, что в этом плане персонажи Клэнси удивительно напоминают героев произведений нашего Юлиана Семенова).
И третья, может быть, наиболее важная особенность творчества Тома Клэнси - его глубокая, почти по-детски наивная уверенность в том, что на свете существуют незыблемые вещи, которые всегда остаются с человеком - дружба, любовь, долг, честь и достоинство. Убежденность в том, что профессиональная подготовка и профессиональная честность всегда позволят занять достойное место в жизни, что все- удача, карьера, любовь, крепкая семья - все находится в руках самого человека. Да, существуют мерзавцы, подлецы, предатели, но настоящих людей на свете много больше, и добро обязательно должно восторжествовать, а зло будет наказано. Наказано, даже если у Закона для этого средств не хватает.
Вот именно эта нехватка законных средств, чтобы покарать зло, и является одной из сюжетных пружин романа Клэнси "Реальная угроза". Нет возможности у Фемиды достойно наказать двух мерзавцев, изнасиловавших и убивших на глазах у связанного мужа его жену и малолетнюю дочь. Нет возможности добраться до заправил колумбийской наркомафии, день ото дня увеличивающей поток направляемых в Штаты наркотиков (как писал в свое время Президент США Дж.Картер в послании к Конгрессу, "...мы не можем полностью помешать незаконному провозу наркотиков через наши границы, потому что, если быть честными по отношению к самим себе, мы должны признать, что это не в нашей власти...").
И в действие вступает уже не Закон, а Справедливость - насильники, ожидающие смехотворно мягкого приговора в тюрьме, находят свою смерть от рук других заключенных; в Колумбию, в район, где во всю идет и расширяется производство самого ходового товара - кокаина, для выполнения "специальной операции" направляется хорошо подготовленная и прекрасно вооруженная группа военнослужащих армии США.
|
Рис 1 Пистолет пулемет MP-5. Общий вид |
Эта группа, а точнее, маленький диверсионный отряд, вооружен действительно прекрасно - винтовки М-16, компактные пулеметы, гранатометы... Но наше внимание особенно привлек пистолет-пулемет МР-5 (вероятно, по привычке именуемый переводчиком романа "автоматом"), основное личное оружие членов отряда.
Автор с присущей ему обстоятельностью описывает первое знакомство сержанта Динга Чавеза с этим оружием: "...у него в руках был немецкий автомат МР-5SD-2 фирмы "Хеклер и Кох". Внешне он выглядел просто безобразно. Его черно-матовое покрытие было шероховатым на ощупь, и он лишен был приятной компактности израильского "Узи". С другой стороны, автомат рассчитан не на то, чтобы красиво выглядеть... Автомат имел немного составных частей, что было весьма необычно для немецкого оружия. Его можно было легко и быстро разобрать для чистки, а на сборку уходило менее минуты...". (Сравните с описанием из романа Стивена Хантера "За день до полуночи": "...оружие было какое-то причудливое на вид, рифленый глушитель не вписывался в обычные пропорции...").
Продолжение следует
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
|
  |